Москва: +7(925)332-38-85
autozaplg@yandex.ru
ГлавнаяРегистрацияВход Четверг
26.11.2020
01:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
ВАЗ [13]
Audi [8]
SsangYong [1]
Opel [9]
VW [9]
KIA [3]
Mitsubishi [8]
Hyundai [2]
Mazda [9]
УАЗ [4]
BMW [8]
Mercedes [5]
Chevrolet [0]
Citroёn [8]
Nissan [3]
Daewoo [1]
Dodge [0]
Fiat [0]
Ford [3]
Honda [1]
Hummer [0]
Jaguar [0]
Jeep [0]
Land Rover [0]
Lexus [0]
Peugeot [5]
Porsche [0]
Range Rover [0]
Renault [0]
Skoda [4]
Subaru [2]
Suzuki [0]
Toyota [0]
Volkswagen [11]
Volvo [0]
Наш опрос
Как вы оцениваете качество автомобилей УАЗ?
Всего ответов: 127
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0





 Статьи, журналы 
Главная » Статьи » Автозвуковые системы » ВАЗ

Копеечный звук

ВАЗ-2101

Дмитрий ТИПТЮК, г. Харьков, Украина

Представление о звуке в автомобиле начало формироваться у меня с того момента, как я впервые (фактически случайно!) приобрел в переходе метро «АвтоЗвук» №9 за 2002 год. Тогда на меня произвела колоссальное воздействие статья Евгения Рысина «Слагаемые и сумма», под впечатлением которой я начал понемногу узнавать, выяснять и прослушивать всё то, что поначалу казалось таким недосягаемым.

И ВОТ, ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА ИЗУЧЕНИЯ вопроса в свободное от учебы время было сделано нечто, что вполне адекватно отвечало начальным требованиям к звуку на колёсах.

Автомобиль для озвучивания долго выбирать не пришлось, поскольку он был всего один — старый, но хорошо сохранившийся ВАЗ-2101 1977 года выпуска, всего-то на 8 лет старше меня.

Ещё в процессе проектирования я решил делать музыку так, чтобы она максимально, насколько это вообще возможно в домашних условиях, вписывалась в чудом сохранившийся первозданным интерьер «копейки», то есть так называемый стиль stock.

С компонентами особо не разгуляешься, в роли естественного ограничителя разгула выступил знакомый многим финансовый вопрос. Таким образом, прорисовалась следующая картина: головное устройство — Pioneer DEH-P3630MP, двухполосный фронт — Infinity REF6000CS и тыловая акустика на двух восьмидюймовых НЧ-головках Alphard SW803Z. Акустические и силовые провода подобраны по каталогу фирмы ORIS, здесь, понятное дело, нужно было правильно выбрать сечение проводов, а не название торговой марки, хотя с учётом «ограничителя» это тоже немаловажно. Как видно из списка, компоненты только самые необходимые, усилители планируются, но о них чуть позже.

Общий характер звучания «Пионера» — любительский, в смысле, на любителя, и меня он вполне устраивает. Из важных функций у 3630 есть FIE (Front Image Enhancer) — ФНЧ на три фиксированных положения (100, 160 и 250 Гц) и трехполосный параметрический (что важно) эквалайзер. Поскольку в моей системе ни активный кроссовер, ни усилители пока ещё не установлены, именно FIE сыграл решающую роль при покупке ресивера. Кроме фильтров, к несомненным достоинствам CD-ресивера относится возможность воспроизводить несжатые аудиоданные в файлах WAV, что, в отличие от mp3 с WMA, совсем не бесполезная вещь, особенно при наличии компьютера.

Тыловые SW803Z — фри-эйрные, приобретались также из соображений максимальных возможностей за свою цену. Номинальной мощности в 100 Вт, в принципе, на ближайшее время достаточно, SPL-заезды в скором будущем не планируются.

Поскольку фронт к ушам и телу расположен ближе всего и на 99% несет ответственность за построение правильной звуковой сцены, то после долгих прослушиваний выбор пал именно на акустику Infinity, чистота звука на высоте. Да и в общую схему установки в стиле stock они великолепно вписались.

Теперь о самом долгом, но самом приятном — о процессе установки. Конечно же, наслаждаться результатом тоже приятно, но только до тех пор, пока прослушивание не переходит в просто слушание.

Первым делом я занялся основательной подготовкой дверей. Разборка водительской «калитки» показала, что кроме, собственно, стекла всё требовало доработки или замены для устранения люфтов, скрипов и т.п. Проблемные места, вроде наружных ручек, с помощью «суперклея» изолированы тонкими резиновыми прокладками, тяги замков замотаны тряпичной изолентой, а все ролики стеклоподъемника заменены новыми, благо стоят-то они копейки.

Сам процесс обработки двери ничего особенного собой не представлял. При помощи строительного фена на внутреннюю сторону двери уложены листы виброизоляции STP, а напротив предполагаемого места установки динамика приклеен самодельный виброгасящий блин. Все технологические отверстия зашиты фанерой на саморезах и уплотнены силиконовым клеем. Готовая металло-фанерная стенка тоже обработана STP. Внутреннюю ручку открывания двери я на всякий случай перенёс назад на 20 см, уж больно мало места в предполагаемой зоне установки динамика и его подиума, тем более что электрических стеклоподъемников в планах не было. Вторую переднюю дверь, для пассажира, я тоже перебрал и акустически подготовил, но, поскольку ею пользовались намного реже, там всё было не так плачевно, и ролики стеклоподъемника остались «родные», 27-летние...

Затем наступил самый ответственный этап — изготовление подиумов под фронтальную акустику. Они оказались нужны по двум причинам: банальное отсутствие места в двери и характер звучания мидбасов. Двухдневное прослушивание показало, что направленность излучения НЧ-динамиков Infinity не самая широкая, в отличие от менее капризных JBL 6505CE, которые потом довелось ставить знакомому в Daewoo Lanos. Поэтому без подиумов никак было не решить эту проблему и построить нормальную звуковую сцену, которую построить и так нелегко. Мидбасы сориентированы на середину салона, чуть выше кулисы переключения передач.

Технологию изготовления подиумов я взял из статьи Андрея Посашкова «На шести сотках» («АЗ» №10/2002), пересказывать её здесь не вижу смысла. После долгих вырезаний из картона и обтачивания пены подиумы приняли единственную, на мой взгляд, правильную форму. Достигнутый в пене результат я обклеил стеклотканью и покрасил гравитексом в три слоя, что помогло скрыть мелкие огрехи поверхности. Кстати, после гравитекса дополнительных слоёв краски не понадобилось, уж больно внешний вид стал напоминать «родные» дверные ручки и салонный пластик.

Дошла очередь и до собственно дверных обивок. Изнутри они обработаны акустической мастикой «Body», приклеены к подиумам всё тем же силиконовым клеем и закреплены 16-миллиметровыми саморезами, по 35 штук на каждый, с шагом 2 см. После того как все внутренние работы в дверях были завершены, включая прокладку акустических проводов, в дело вновь пошёл клей и саморезы, которыми обивка прочно посажена на место. Всё, двери наконец готовы! Смонтировать мидбасы на подиумах было делом пяти минут.

В первоначальном варианте твитеры были установлены на стойках переднего стекла чуть ниже середины и сориентированы так же, как и НЧ-динамики, на центр салона. Выбрать более удобное расположение не позволила конструкция проставок, предусмотренных изготовителем акустики. Поэтому уже сейчас на повестке дня стоит вопрос интеграции пищалок в стойки, поскольку до поры до времени они «висят» на двустороннем скотче и играют с частичным отражением от лобового стекла. Кроссоверы нашли свое место под бардачком.

Установка тыловой акустики тоже потребовала некоторых усилий и терпения. Идею построения сабвуфера я категорически отверг из-за присутствия в багажном отделении ёмкости с экологически чистым топливом российской марки «Газпром». Поэтому тыловые НЧ-динамики (можно называть их сабвуферами) было решено устанавливать в заднюю полку. Удалив заводскую обшивку, я прорезал ножницами по металлу два отверстия диаметром 25 см и оклеил кузовную жесть виброизоляцией, как и весь багажник изнутри и его крышку. Накладную полку пришлось усилить двумя дополнительными слоями ДСП, приклеенными на ПВА. Снаружи обновлённый элемент интерьера обтянут кожзаменителем базарного происхождения с прокладкой из 5-миллиметрового поролона.

Поскольку НЧ-динамики в конечном счете должны были крепиться к деревянной полке, а не к металлическому каркасу под ней, то для надежной её фиксации понадобилось 6 пластин с резьбой М8 и столько же болтов, которыми металл и дерево намертво прикручены друг к другу. Хлипкая заводская фанерка, в «копейке» обозначающая конец багажного отсека и начало салона, отправилась в утиль, а новая стенка изготовлена по тому же рецепту, что и полка для динамиков. Дуэт силиконового клея и саморезов завершил начатое дело, устранив даже подозрения на акустические утечки между двумя объёмами, багажника и салона.

В принципе, на этом можно было бы и остановиться, начав наслаждаться получившимся звуком, но первые же 30 минут прослушивания дали ясно понять — без полной шумо- и виброизоляции салона не обойтись. Всё, кроме передних дверей и багажника, всеми силами пыталось подыгрывать в такт музыке, даже ручки стеклоподъемников на задних дверях, и это без внешних-то усилителей! Поэтому, собравшись с духом, я демонтировал все внутренности салона, разобрал задние двери и приступил к работе. Сначала прошёлся по всему салону акустической мастикой «Body», а затем приклеил слой вазовской шумоизоляции (этот автомобиль все 27 лет ездил вообще без шумки...). Задним дверям тоже досталось, до кучи. Обратная сборка прошла с вкраплениями силикона и саморезов там, где это было необходимо. То есть — очень много где.

И наконец зазвучала музыка... Стоит ли объяснять, как приятно её слушать на фоне полной тишины, когда ничто нигде не дребезжит и не скрипит. Общая картина звуковой сцены получилась вполне приемлемая, глубина, правда, небольшая, инструменты звучат лишь чуть дальше лобового стекла, а оно у «копейки», как известно, расположено очень близко. По высоте сцена чуть ниже, чем хотелось и требовалось бы, но всё же не где-то там в ногах. Говорить о том, насколько детально и прозрачно стали звучать любимые композиции — пустая трата времени, это нужно слышать. Самое главное, что всё удалось сделать собственными руками, поэтому и звук получился «свой». В целом результат неплохой, самая серьёзная проблема — трудности с локализацией вокала. Поэтому вынашиваю в планах на ближайшее лето заняться в первую очередь покупкой Alpine-CDA9831, что позволит подключить фронт в би-ампинговом режиме и поработать со сценой средствами встроенного временного корректора. Во вторую очередь понадобится усилитель для тылового баса, а там и до соревнований недалеко. Об этом я обязательно расскажу.

Успехов вcем любителям car audio!

P.S. Недавно имел радость (или печаль) послушать аудиосистему в машине своего знакомого, который ставил звук в одной из самых навороченных (именно навороченных, а не лучших) студий города. За $1500 (с учетом стоимости компонентов) и полдня работы ему смонтировали точно такие же Infinity в двери, а назад поставили два банальных овала DLS. Поразило то, что даже с нормальным усилителем JBL, где есть все нужные фильтры, и неплохой «головой» Clarion звучало это всё так, что более двух минут в автомобиле находиться было опасно для ушей и нервов. Типичный пример музыки для окружающих. Отсюда два вывода: первый — любую торговую марку можно угробить неправильной инсталляцией, второй — прежде чем заказывать музыку, тем более за немаленькие деньги, разберитесь с тем, что, как и где должно играть. Этим вы облегчите работу потенциальному исполнителю, а себе сэкономите массу нервных клеток, слушая музыку в машине для себя, а не удивляя окружающих, заткнув уши ватой.

Pioneer DEH-P3630MP отлично вписался в интерьер автомобиля

Дверные обивки с подиумами прикручены к двери саморезами, ручки открывания дверей перемещены назад, ближе к ручкам-подлокотникам
Твитеры сориентированы на центр салона, но на повестке дня стоит вопрос их интеграции в пластиковые накладки стоек

НЧ-динамики умышленно смонтированы без грилей, их звук ещё никого не оставил равнодушным

Торец задней полки прикреплён с помощью алюминиевого уголка к кузову, а вертикальная перегородка, не менее толстая, чем полка, наглухо отделила салон от багажника

В полностью разобранном салоне поразило то, что 27 лет назад завод-изготовитель никакой шумоизоляции не предусматривал

Салон полностью обработан акустической мастикой «Body»...

... после чего покрыт заводской шумоизоляцией

С применением саморезов и силикона все было собрано обратно. Кроссоверам нашлось место под бардачком

Весь багажник, в том числе и его крышка, обклеен виброизоляцией. Как видно, из-за газового баллона места для корпусного саба не осталось

ВАЗ-2101

ТИП СИСТЕМЫ
аудио

СОСТАВ
2-полосный фронт + тыл/сабвуфер

ИСТОЧНИК
Pioneer DEH-P3630MP

АКУСТИКА
Infinity REF6000CS,
Alphard SW803Z



Источник: http://www.avtozvuk.com/az/2005/03/084-087.htm
Категория: ВАЗ | Добавил: daniil1974 (21.03.2013) | Автор: Дмитрий ТИПТЮК, г. Харьков, Украина W
Просмотров: 346 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • $$$ для web-мастеров
  • Заработай на своем сайте!
  • Раскрутка вашего сайта
  • Продвижение сайта, дешево!
  • Реклама по цене от $0.004 за клик!

  •  



    Copyright Ignatov D.O. © 2020