Peugeot 307
12/2011 Александр МИРОНОВ (Snakeness), Нововоронеж
«Плодитесь и размножайтесь», — говорят одни, «пишите и
присылайте», — другие, те, кто работает в редакции того самого журнала,
что вы сейчас читаете.
 - SUM
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine IVA-D800R
- Процессор: Alpine PXA-H701
- Навигация: Alpine NVE-M300P
- Усилители: Carrozzeria ODR RS A-50x, E.O.S. E-150AB, E.O.S. AE-620T
- Акустика: CDT HD6, DLS Scandinavia 3, Morel Supremo Piccolo
- Сабвуфер: SWR-T10

Вы, возможно, помните публикацию на этих страницах про мою первую
систему в этом же автомобиле. Статья в февральском номере за 2010 год
называлась «Цепная реакция», можно найти на сайте. Тогда я проходил
через свой первый соревновательный сезон. С тех пор таких сезонов
состоялось уже два, а цепная реакция не утихает. Даже наоборот,
температура повышается, вполне, к счастью, контролируемым образом.
Концепция системы и до сегодняшнего дня осталась почти без
изменений: трёхполоска с поканальным усилением и ориентация на участие в
соревновательном движении, со всеми вытекающими из этого техническими
последствиями. Эволюция системы началась с замены простенького
процессора Alpine H100 более продвинутым, заслуженным и даже легендарным
Alpine PXA-H701. А раз меняется процессор, то и головное устройство
автоматически идет на замену. Идея управлять настройками процессора
прямо с «головы» и поныне кажется мне логичной и правильной. Из
подходящих для такой схемы устройств выбрал Alpine IVA-D106R: во-первых,
привычный «альповский» звук, во-вторых, возможность стыковки со
штатными кнопками и дисплеем автомобиля.
Следующий кандидат на замену — СЧ/ВЧ. Осознанный выбор
«серединок» был сделан самостоятельно в пользу недавно появившихся DLS
Scandinavia 3, а пищалки Morel Supremo Piccolo настоятельно посоветовал
Андрей Новозенко — заслуженный деятель автозвука в России. При этом
впервые в своей практике изготовление стоек с узлом СЧ/ВЧ я в этот раз
доверил профессионалам из студии «Динамик».
В изготовлении стоек с узлом СЧ/ВЧ пришлось решать две основных,
мешающих друг другу задачи: для диффузорных Scandinavia необходимо
набрать акустический объём и в то же время строго соблюсти требования
правил соревнований касаемо обзорности с места водителя. Закрытый объём
решено было делать величиной около литра полностью на стойке, а кроме
того, постараться максимально сблизить «серединки» и пищалки для
минимизации фазовых искажений. После тщательных замеров получаем некую
конструкцию узла СЧ/ВЧ с ориентацией «в лицо». Дальше в самой технологии
изготовления ничего нового: эластичная ткань, эпоксидка, шлифовка,
обтяжка кожей...
А вот в жёстком креплении стойки к металлу автомобиля есть
небольшая хитрость: изготовлены специальные уголки, которые позволяют
крепить стойку не на пластиковые пистоны, а на винты. Идея такого
крепежа полностью себя оправдала: на каждом этапе соревнований судьи
проверяли стойки на прочность с исключительным цинизмом, и каждый раз —
ни одного потерянного балла в протоколе. Для пущей красоты сделаны
специальные крепёжные кольца, которые затем были отхромированы.
К сезону 2010 (уже после той, первой «цепной реакции») решил
немного переделать корпус сабвуфера. В переводе с языка фанатов
автозвука это означает сделать полностью новый... Магнитная система у
нового CDT CL-1051 массивная, и объёма корпуса ему требуется больше, чем
для DLS W-310. Кроме того, хотелось новый корпус полностью вписать не
только в нишу крыла, но и во внешние контуры пластиковой отделки
багажника. Технология изготовления и здесь без сюрпризов: вначале нишу
крыла тщательно заклеиваю скотчем, одновременно готовлю внешний фланец
корпуса, а уж затем стеклоткань, стекломат и эпоксидная смола.
Идеи масштабных переделок в автомобиле начинались, как правило, с
желания соблюсти соревновательные требования к проводке, креплению и
размещению компонентов. И хотя в классе «Новичок» требования довольно
лояльны, всё равно старался делать максимально хорошо: во-первых,
«Новичок» всё-таки не простой, а «без ограничений», а во-вторых,
запомнились слова Андрея Новозенко: «Хочешь побеждать в своём классе —
делай на класс выше». Да и самому хотелось не просто прикрутить
динамики, но и прилично их оформить, научиться предвидеть «подводные
камни» в установке и заранее обходить их. В общем, набираться опыта,
знаний и умений.
Так в поисках опыта начал переделку дверных подиумов. Сами
динамики решено было оставить CDT HD6, а вот посадочное место, крепление
и внешнюю отделку хотелось подправить.
Новый подиум делал из фанерных колец с максимально возможным
внутренним диаметром, сам динамик теперь будет крепиться на
металлическую основу. Новые опорное и декоративное кольца
изготавливались одновременно и из одного материала, с той лишь разницей,
что декор уже традиционно стал хромированным.
Усилительное хозяйство пока оставалось без изменений: заслуженный
DLS CA-450 на связку СЧ/ВЧ, трёхканальный DLS RA-30 на саб и мидбас.
Пока суть да дело, незаметно подкрался сезон 2010, и первым этапом, на
который я решил ехать, был краснодарский Усть-Лабинск. Однако в
соревнования, как в науку, нет лёгких путей. Мало того, что салон был
собран практически за пару дней до выезда, так ещё и появился едва
слышимый фон на заведённой машине. Последние несколько часов были больше
посвящены устранению наводки, чем настройке системы. В итоге ни шум не
победил, ни машину не настроил. Результат этапа всё расставил правильно:
инсталляция — максимум, звук — очень средне, итоговое место — шестое.
Понемногу разбираюсь с возможностями настроек процессора Alpine-PXA-H701
и так же понемногу настраиваю звук. Не один, конечно. Всё чаще
обращаюсь за помощью к Андрею Новозенко, и эта помощь явно приносит
плоды: на тверском этапе ЕММА Россия 2010 впервые занимаю первое место!
Где-то в это же время проходит этап сорвенований Magnitola Team в
Ростове, там удалось стать вторым в классе «До 4500 у.е.».
По ходу сезона уверенно получаю путёвку на финал ЕММА Poccия
2010, где происходит неожиданное: казалось бы, инсталляция полностью
подготовлена, необходимые фотографии присутствуют, звук — есть... Но!
При судействе инсталла арбитр проверяет подключение всех динамиков.
Требования просты и понятны: подключение должно быть жёстким и надёжным.
Так вот, добравшись до подключения акустического провода к колодке на
корпусе сабвуфера, судья, ничуть не напрягаясь, вынимает (!) провод из
точки подключения! В итоге потеряно 5 баллов в протоколе и всякая
возможность взойти на подиум. А шанс был очень неплохой: по звуку ведь
был третьим... Ладно, приму к сведению и на следующий сезон всё
исправлю.
При подготовке машины к сезону 2011 решил ради новых ощущений
попробовать свои силы в категории «Мультимедиа Новичок». Экран у Alpine
IVA-D106 имеется, базовые настройки звука — тоже, так почему нет? Только
вот входить в новый сезон с прошлогодними компонентами показалось
как-то неинтересно, а потому решаю полностью менять усилительное
хозяйство. Ветеранов DLS СА-450 и DLS RA-30 «махнул не глядя» на вот
такой комплект: на саб будет играть двухканальный E.O.S. AE-620T, на
мидбасы тоже двухканальный E.O.S. E-150AB, а вот на самое «нежное», СЧ и
ВЧ, поставил почти уже винтажный Pioneer (ну, в смысле Carrozzeria) ODR
A-50. И если с расположением «Пионера» больших сложностей не
предвиделось, то с установкой обоих E.O.S. пришлось повозиться. Дело в
том, что все компоненты системы расположены в салоне, под передними
креслами. Это и доступ к регулировкам, и охлаждение самих усилителей.
Правда, при условии, что всё размещено достаточно свободно. А свободного
места под креслами оказалось не то чтобы мало, но... в общем, не зря мы
с ребёнком тренировались 3D-пазлы собирать, вот навык и пригодился...
Под водительским креслом оба E.O.S. встали в два этажа: маленький
E-150AB поселился на первом, почти подвальном, расположившись точно
между рёбер жёсткости автомобиля. Чтобы «развязаться» от металла машины,
изготавливаю фанерные основы крепления для обоих усилителей. Да что там
для обоих — все компоненты системы полностью изолированы от массы,
включая даже блок навигации.
Попутно пришлось решить ещё одну задачу: чтобы направляющие
водительского кресла встали точно на свое место, а провода никоим
образом не повредились при его перемещении, сделал страхующую и
фиксирующую пластину, которую закрепил на корпусе самого усилителя. А
чтобы она не мешала свободному охлаждению аппарата, форму подобрал таким
образом, что все вентиляционные отверстия остались открытыми. Теперь
можно собирать всё вместе и не беспокоиться за безопасность проводки.
Пока ставились компоненты, подошло время соревновательного сезона
2011. Скучать на площадке будет некогда. Две категории, четыре
судейства машины: звук, мультимедиа и дважды инсталляция... И на первом
же, липецком, этапе в «Мультимедии» занимаю первое место! Отличное
начало! Через пару недель этап в Саратове, где впервые удалось оформить
победный дубль в двух категориях. Причём о машине неплохо отзывались и
судьи, и друзья-конкуренты по классу. Потом была Тверь, которая стала
для меня вообще счастливым городом: ни разу оттуда без первого места не
возвращался. Так случилось и в этот раз: победа и в «мультиках», и в
«звуке». Но, несмотря на удачные выступления, продолжаю
экспериментировать с компонентами. Перед ростовским этапом меняю
сабвуферный динамик CDT-1051 на новую модель Alpine SWR-T10. Сразу
динамик «петь» не захотел, и весь оставшийся сезон я менял то объём
корпуса, то его заполнение. Борьба шла с переменным успехом, но в верном
направлении. И, придерживаясь «генеральной линии», решил обновить и
головное устройство. Теперь это медиастанция настоящего
соревновательного класса — Alpine IVA-D800R. Отличный звук и качество
изображения, которые требуют, однако, аккуратной и кропотливой
настройки. Тем не менее — третий в SQ и снова первый в «Мультимедии». Со
спокойной душой начинаю готовиться к финалу. Нужно немного поправить
фотографии в альбоме презентации и спокойно настраивать звук в машине до
максимально возможного результата.
И вот он, Белгород, город, гостеприимно встретивший финал ЕММА
Россия. Отличная соревновательная площадка, отличный отель, в общем —
все условия для борьбы и отдыха. Все соревновательные мероприятия были
распределены на два дня: в первый у меня судейство «Мультимедии», на
второй — звук. И оба дня множество зрителей, среди которых совсем мало
случайных прохожих — как правило, все «в теме», а некоторые даже
удивляют знанием рейтинга и положением участников в турнирной таблице.
После судейства «Мультимедии» у судьи остались положительные
отзывы о машине, значит, решаю для себя, и в SQ есть шансы. Но случилось
непредвиденное (которое потому так и называется, что предвидеть
невозможно). «Слетел пресет», — так говорят спортсмены в этих случаях.
На судействе звука по техническим причинам выставил не те настройки,
которые с таким трудом вынашивались весь сезон. Итог — прощай, подиум.
Чуть больше повезло в «Мультимедии» — там удалось занять второе место,
проиграв только Infiniti Алексея Арчибасова, машина которого здорово
прибавляла по ходу сезона. В итоге — звание вице-чемпиона России в
классе «Мультимедиа Новичок». Это дало право на участие в финале Европы,
но по ряду причин туда не поехал. На момент написания этих строк ещё не
известны результаты соревнований, но уверен, Алексей выступит достойно и
уверенно!
Вернувшись домой, стараюсь сделать правильные выводы о прошедшем
сезоне, о том, как и куда двигаться дальше. Менять ли отдельные
компоненты, добавлять ли новые или «всю систему менять». Скорее всего,
будет последний вариант — автомобиль славно послужил и соревновательному
делу, и семье, и, как ни жалко расставаться, а уже неспешно начинаю
подбирать новый агрегатоноситель. Требования просты: удобное перемещение
в пространстве с семьей и грузом плюс соревновательная система для
звука и мультимедии на борту. А еще чтобы на страницах журнала неплохо
смотрелась, это тоже приобретает черты цепной реакции...
В окончательном виде стойки выглядят так

В самой «чулочной» технологии ничего нового, как кажется, нет...
...но если заглянуть внутрь заготовок, можно заметить «лишнюю» деталь
Она не лишняя: это — часть крепления пластиковой облицовки с подиумом к металлу стойки
На металле — ответная часть, проходящая в щель пластика
Для пущей красоты заказал стальные кольца для СЧ/ВЧ
Крепление компонентов — только на винты, естественно
Выклеенная скотчем будущая задняя стенка сабвуфера
Теперь стенка уже настоящая — из стеклоткани со смолой
Опорные кольца для динамика нарезаю заранее, строго по размерам CDT-1051
Затем опорное кольцо ориентирую на отражение от заднего стекла
Кольцо нижнего яруса закреплено на стойках
Кольцо к стойкам крепится болтами с обычными гайками...
Для крепления динамика приготовлены гайки забивные
Закреплено верхнее кольцо, всё готово к выклеиванию передней стенки
Первый слой передней стенки — из автомобильного карпета: и тянется, и плотный, и смолой пропитывается хорошо
Получившаяся скорлупа усилена слоями стекломата и стеклоткани
Багажник захотелось перетянуть в черный цвет вместо «родного»
темно-серого. Декоративное кольцо крепления динамика также отхромировано
Заготовлены в необходимом количестве и необходимой формы фанерные кольца
Примеряю металлическое кольцо к пластику обшивки...
...а фанерный «колодец» — к металлу двери
Теперь обе составляющие можно сращивать в единое целое с пластиком двери
В сборе вся конструкция будет притягиваться шпильками к металлу двери
Собранный подиум готовлю к обтяжке кожей
Готовый подиум, уже в коже, можно крепить на двери с помощью шпилек
В окончательном виде дверь выглядит лаконично и строго, ну, на мой вкус...
Заготовка основания для Е-150AB
Крепление усилителей на фанерной основе — на забивные гайки и винты
Пластина, предохраняющая проводку от повреждений
Сверху, вторым этажом, становится более габаритный AE-620T
Завершенная конструкция, можно ставить кресло
Похожим образом ставлю ODR вместе с процессором, только теперь — под пассажирским креслом
Технологические окна для контроля и подключения процессора
Так «идеологические противники» Pioneer и Alpine оказались в автомобиле по разные стороны перегородки
Для полноты картины и ясности представления, как расположены компоненты
Салон машины в завершённом виде. Надолго ли он останется таким?..


Источник: http://www.avtozvuk.com/az/2011/12/070.htm |