Opel Astra OPC, Студия:
opel-garage
09/2010 Руководитель проекта: Максим Обшивалов

- SUM
- Тип системы: аудио-видео
- Аудио: 2-полосный фронт + outdoors + cабвуфер
- Источники: Alpine VPA-B222R, KCE-635UB, DHA-S680
- Процессор: Alpine VPA-B222R
- Монитор: Alpine TME-M740BT
- Усилитель: Alpine PDX-5
- Акустика: Alpine SPX-17PRO, SXE-13C2
- Сабвуфер: Boston G 212-44
Однажды в студёную зимнюю пору... Ну, может, не совсем студёную и не
совсем зимнюю, а по первому солнышку... Впрочем, этим летом любая
другая пора автоматически становится студёной.
В общем, в студию opel-garage (мастера наставивают на таком
написании: всё с маленьких букв — имеют право) заехал один Opel (что
логично). Не просто Opel, а Opel Astra. И не просто Opel Astra, а Opel
Astra OPC. А это меняет очень многое. Аббревиатура OPC означает Opel
Performance Center, это по-иностранному, и переводы бывают разные. Самый
короткий: 240 л.с. Самый длинный: «Ага. Как же. Догонишь. Держи карман
шире». Одним словом, ничего, касающегося ездовых качеств автомобиля,
здесь менять не требовалось, не тот случай. Требовалось заняться только
комфортом в салоне. В смысле — установкой мультимедийной системы. А
расшифровку OPC в ходе работ мастера предложили альтернативную, после
того, как сформировалось техническое задание.

Пожелания хозяина были простыми и легко выполнимыми каждое по
отдельности, но трудно совместимыми даже попарно, не говоря уже про все
вместе. Значит так, записываем:
Мультимедийная система с мощным и качественным звуком.
Чтобы на пикнике или на пляже не ударить в грязь лицом и озвучить
окрестности, со вкусом, без фанатизма, но чтобы мало не показалось
никому.
Чтобы багажник не стыдно было открыть, но и было зачем открывать. В смысле — объём сохранить.
Чтобы кнопки на руле, штатный дисплей и всё такое — сохранить, но эргономику улучшить.
Ну и чтобы всё выглядело, как будто это не вы сделали, а Opel Performance Center.
Вроде всё...
Мастера начали обработку технического задания с переосмысления
OPC. Теперь это должно было означать Open air Party Car — машинка для
вечеринки на открытом воздухе. «Как вы «Астру» назовёте, так она и
зазвучит». Теперь можно было браться за остальное.

Известно, что настоящий пилот летает даже на том, что летать не
может в принципе, настоящий повар готовит шикарный обед из того, что
есть под рукой... Не буду перефразировать насчёт настоящих инсталляторов
(так красиво всё равно не сочиню), но вы уже поняли: у ребят всё
получилось. Главное, что в нужное время и в нужном месте нашлись
необходимые компоненты — иначе задача стала бы невыполнимой. Правда,
кое-кто из фигурантов уже обосновался в Красной книге car audio по
причине снятия с производства, но у настоящего профессионала всегда есть
своя «заначка».
В нашем деле компоненты решают далеко не всё (остальное решают
кадры), но задают основное направление, поэтому подбор техники и
компоновка системы идут рука об руку. Со структурой акустики
определились практически сразу: двухполосный компонентный фронт,
отключаемый коаксиальный тыл для работы «на публику», сабвуфер и
пятиканальный цифровой усилитель для обслуживания всего хозяйства.
Может, и не самое аудиофильское решение, зато самое компактное — что в
данной ситуации было важнее. Места в спортивной машине не так много,
чтобы им жертвовать.
Источник сигнала в системе не так просто найти. Во всех, кстати,
смыслах. В первом, известном смысле им является Alpine VPA-B222R. С
одной стороны, головным устройством его никто не считает и не называет,
официально это Vehicle Hub Pro, то есть профессиональный мобильный
концентратор. Назначение его — собрать сигнал от всего, что есть в
машине, от штатного головного устройства до самых причудливых
компонентов, и заставить это работать в единой связке. В то же время
радиотюнер у Vehicle Hub Pro — свой, и уже поэтому я занёс VPA-B222R в
две строки перечня аппаратуры: и как источник, и как процессор,
поскольку все звуковые регулировки сосредоточены здесь же. Второй смысл:
ни один компонент, который можно считать источником сигнала, не
находится в ожидаемом месте на приборной панели. Потом найдём, я покажу.

А источниками в прямом смысле слова стали два устройства из
разных эпох развития car audio (и multimedia, если уж на то пошло). Одно
— «уходящая натура» механического чейнджера, правда в наиболее
совершенной форме — DHA-S680 (DVD/CD, Ai-Net, все дела). Ему нашлось
место в перчаточном ящике. Второй претендент на роль источника — новинка
Alpine — мультимедийный интерфейс Alpine KCE-635UB. К нему можно
подключить как банальную флэшку, так и внешний винчестер на сколько
хотите гигабайт — и прощайте, радужные диски, что аудио, что видео. Для
управления связкой «хаб — источники» используются не только входящий в
комплект проводной пульт ДУ, но и сенсорные дисплеи Alpine, надо только
правильно выбрать. Выбрали семидюймовый TME-M740BT. Помимо разрешения
экрана 800 х 480 в качестве бонуса, он принёс в систему полный
функционал hands-free (буквы BT в обозначении просто так не появляются),
включая отображение имени и номера абонента, доступ к телефонной книге и
списку совершенных, принятых и пропущенных вызовов. Можно вызвать на
цифровую панель и набирать номер прямо с сенсорного экрана, а микрофон
встроен в переднюю панель — одной заботой при установке меньше. Для
завершения картины добавили модуль сопряжения, сохраняющий
функциональность кнопок управления на руле — так пункт 4 технического
задания был выполнен исчерпывающим образом.
Благодаря дистанционному управлению «сердцем и мозгом» системы
проблему помех решили окончательно и бесповоротно: аналоговый сигнал
появляется на свет только на выходах Vehicle Hub Pro, а он поместился в
багажнике рядом с усилителем, так что длина сигнальных кабелей меньше
20 см.

Поселились усилитель с хабом не где-нибудь на стенке или спинке, а
вместе с сабвуфером в нише запасного колеса в полу багажника благодаря
щедрости (или экономии) инженеров OPC. Запасного колеса в этой
комплектации нет, но пол багажника у форсированной версии «Астры»
оставили обычный, с нишей. Так багажник полностью сохранил объём,
согласно п. 3 ТЗ.
Сложную конструкцию, объединяющую закрытый корпус для сабвуфера и
этажерку с вентилятором для усилителя и концентратора, выклеивали, как
балалайку — из подогнанных по косым стыкам кусочков фанеры. На верхнем
этаже, поближе к прохладному воздуху, живёт усилитель. Он, если кто
забыл — представитель крайне малочисленного племени широкополосных
усилителей, работающих в классе D — в таких габаритах
(257 х 62 х 192 мм) пять каналов суммарной мощностью 760 Вт иначе и не
разместить. При этом продуманная обратная связь в диапазоне звуковых
частот довела качество звучания до лучших аналоговых моделей. Два канала
по 75 Вт работают на фронт, два таких же — на откидную заднюю полку с
четырьмя динамиками, и пятый, мощностью 300 Вт — на саб.
На фронте установлена компонентная двухполосная акустика Alpine
SPX-17PRO. Пищалки — в штатных местах в подзеркальниках, а для мидбасов
штатные места доработали: динамики вынесли из-под обшивки и развернули в
верном направлении. Исходно они играли куда-то в моторный щит — такова
была концепция художников по интерьерам OPC. Кроссоверы интегрированы в
обшивки двери — во-первых, удобно для настройки, а во-вторых, они (у
этой акустики) стоят того, чтобы их не прятать.
Тыловая, а вернее, «тусовочная» акустика установлена в
специальном откидном корпусе, который приходит в рабочее положение при
открывании задней двери. Для каждого из четырёх коаксиалов Alpine
SXE-13C2 предусмотрен отдельный закрытый объём около 5 л. Динамики
подключаются к усилителю через релейный блок простым поворотом тумблера.
Сабвуфер… А вот и не угадали, не Alpine. Оптимальным оказался
Boston G 212-44. И объёма много не требует, и сам по себе компактный, а
высота корпуса была ограничена глубиной ниши.
На приборной панели провели многоходовую комбинацию с рокировкой.
Сенсорный дисплей Alpine расположился на месте штатного, штатный
переехал вниз, на место штатной же «головы», которая вышла из игры.
Рядом с фабричным дисплеем на его новом месте в панель интегрировали
пульт управления хабом (а значит — и всей системой), для этого пришлось
выклеить обрамление, повторяющее очертания центральной консоли. Выглядит
это в итоге, как двухдиновый аппарат с пятидюймовым экраном. Точнее,
как мог бы выглядеть двухдиновый аппарат с пятидюймовым экраном, если бы
его поставили в OPC за отдельные деньги.

Новая центральная консоль образовалась в результате рокировки дисплеев

Места для компонентов фронта выбраны традиционные, но мидбас вынесен намного ближе к обшивке



В габаритах ампутированного штатного ГУ была сделана рамка под новую начинку

Пока живописная фальшпанель стоит на месте, трудно догадаться, что там под ней...

...впрочем, и при снятой тоже пока не очень понятно. Придётся пояснить

Основа агрегата — этажерка по габаритам ниши запасного колеса

Один из факторов выбора сабвуфера — объём, другой — глубина

Внешняя стенка «балалайки» выклеена из отдельных сегментов

В свободном от сабвуферного ящика секторе на первом этаже стоит хаб

На втором — усилитель, кулер слева обеспечивает его охлаждение

Ну и, как известно, «сабвуфер — делу венец»...

В походном положении полка с «пикниковой» акустикой прячет своё назначение
RTA


АЧХ в салоне, скажем так, не совсем академическая, но ведь и
заголовок слово «филармония», кажется, не содержит. Впрочем,
характеристику (при желании) можно было бы довести до очень даже
филармонической, подняв средние частоты и ещё больше приглушив нижний
бас (хотя я уже его приглушил по сравнению с исходной настройкой).
Несколько сложнее исправить локальный дефект на 600 Гц, но опять же при
желании — тоже можно.
Учитывая двойное назначение системы, я сделал замер и
в режиме пикника. Результат, надо признать, ошеломил. На расстоянии 15 м
замеренный уровень звукового давления (на музыке, не на тест-сигнале)
превышал 100 дБ. Пусть в основном это заслуга саба, но и коаксиалы
трудились отлично — без искажений и «визга». На АЧХ видно, что,
оказавшись на открытом воздухе, сабвуфер «перенастроился» на более
высокую граничную частоту, всё по науке, но и в этом случае обеспечивает
мощный басовый фундамент в довольно широкой полосе.
SQ
Результаты прослушивания в основном были предсказуемыми, но
кое-где и удивили: несмотря на предельно простую структуру системы, и
перегрузочная способность, и тональный баланс оказались на высоте.
Неискажённый уровень звукового давления в салоне составил около 106 дБ —
без единого хрипа в динамиках, без резонансов. Понятно, что с
двухполосным фронтом и низким расположением динамиков сцена получилась
не слишком высокой, однако достаточно стабильной и глубокой.
Тональный баланс очень приятный, никаких эксцессов в виде
всплесков или «песка» не наблюдалось, но тембры некоторых инструментов
(скрипок и флейт) были не совсем натуральными, чуть придушенными.
Впрочем, классика определённо не является любимой музыкой хозяина
автомобиля. А вот на любимой в полной мере развернулся басовый потенциал
системы, пришлось даже урезать саб, чтобы не растрясти серое вещество —
ещё понадобится.
IN

Источник: http://www.avtozvuk.com/az/2010/09/044.htm |