Студия:
Accent-Audio
Руководитель проекта: Дмитрий Малыгин
Называть автомобили марки KIA «киянкой» придумал не я, а российский народ, неутомимый мастер метких прозвищ.
С помощью самой обычной киянки
И собственной скромной мышечной силы...
А. Лаэртский
- SUM
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Pioneer DEX P-99RS
- Усилитель: E.O.S. AE-4100.1 LE
- акустика: Eton WRS-160, Eton CX-280
- Сабвуфер: Challenger MAX-Line 10WB LE
Хотя, ради исторической справедливости, первые, ещё не
завозившиеся к нам автомобили марки KIA и впрямь были незатейливы, как
деревянный молоток. Изящество линий и удобство управления появились
позже, и прозвище подзабылось. Но не умерло и вполне применимо и к этому
элегантному автомобилю — хотя и на других основаниях.
Машина эта на все случаи жизни и для жизни — вместительный
универсал, достаточно комфортабельный и функциональный. Но для жизни и
комфортабельность, и функциональность требовалось приумножить, причём
без взаимного ущерба и компромиссов, с полным сохранением качества
салона и количества багажника.
Заметим, сегодня именно эта постановка задачи становится типовой,
уникальные по исполнению инсталляции заказывают не каждый день (что
вытекает из значения слова «уникальный»), даже не уникальные, а просто
фасонистые — тоже редко, интерьер салона современного автомобиля давно
не вызывает таких нареканий, как десять или больше лет назад. Это, а
также более вдумчивое, чем раньше, отношение к личному и семейному
бюджету делает популярными минималистские решения в области звука. Но,
как я уже не раз убеждался, минимализм минимализму рознь — возросшая
интеграция компонентов позволяет создавать системы, простые внешне, но
достаточно серьёзные по структуре и функциональности. И герой (героиня?)
сегодняшнего рассказа прекрасно иллюстрирует эту тенденцию.

Начнем, как водится, с источника сигнала. Первоначальная задумка
была довольно скромной — музыка и навигация. Здесь, казалось бы,
интегральных решений — море разливанное, любое современное навигационное
головное устройство одновременно и мультимедийное, что включает и
поглощает понятие «звуковое». Это так. Но «звуковое» и «музыкальное» —
не всегда одно и то же. Требования к качеству звучания оказались
высокими, и от интеграции этих компонентов решили отказаться,
большинство навигационных «голов» музыкой и навигацией с равной
квалификацией заниматься не могут — «либо ехать, либо шашечки». Поэтому
навигационный модуль задумали поставить независимый, а головное
устройство выбрать с богатыми возможностями настройки звука (читай — со
звуковым процессором). Непродолжительный (и, надо сказать, нетяжёлый)
анализ выявил единственного претендента — Pioneer DEX-P99RS,
интегрированный процессор которого позволяет организовать и деление
сигнала по полосам частот, и коррекцию АЧХ, и временные задержки. К тому
же 99-й — редчайший случай, когда в одной упаковке получаешь
классический, с медным отливом, хай-эндный тракт, дополненный атрибутом
третьего тысячелетия — многоформатной USB-шиной.
Акустику из соображений и компоновочного, и бюджетного, и
эстетического плана выбрали двухполосную — при низкой посадке водителя
третья полоса не стоит затраченных на неё усилий и уж точно ни в какие
штатные места не встанет. Но вот от возможности поканального усиления
отказываться было бы грехом — главным образом из-за временной коррекции:
расстояния от слушателя до пищалки и мидбаса существенно различаются, и
для получения слитной звуковой сцены это обстоятельство следовало
учитывать.
Значит, требовалось пять каналов усиления — по два для мидбасов и
пищалок, один для сабвуфера. С позиций «чистоты идеи» следовало бы
использовать отдельные усилители, которые всё бы отлично разрулили, при
этом заполнив багажник и опустошив бумажник. Опять пришла на помощь
интеграция — пятиканальный усилитель E.O.S. AE-4100.1LE. Пусть не
воротят носы пуристы, а то автор посоветует, куда этот нос на время
пристроить на хранение. Если пятиканальный усилитель и уступает в
незначительных мелочах кучке отдельных усилителей, то выигрывает по
габаритам. Это — общее правило. Но есть и частности: усилители бывают
разные — этот, например, с индексом LE, что означает Limited Edition.
Ограниченная серия, тщательная сборка, предварительный отбор деталей и
так далее. Почему бы не интегрировать такой в систему... В результате
система сложилась в лучших традициях минимализма: акустика двухполосная,
почти всё стоит по штатным местам, ничего лишнего. Перефразируя поэта —
с помощью «скромной мышечной силы...»
Теперь — как это делалось. Акустика действительно стоит
практически в штатных местах. Пищалки Eton CX-280 — в треугольниках
зеркал, а мидбасы Eton WRS-160 — под штатными сетками облицовок передних
дверей. Правда, посадочные места и сами двери пришлось доработать
основательно — фанерные кольца-проставки фирменного (для этой студии,
причём издавна, когда никакого политического подтекста не было)
оранжевого цвета, полное вибродемпфирование и шумоизоляция. Конструкция
облицовки не позволяла установить динамик вплотную к ней, поэтому между
динамиком и облицовкой появилось звукоизолирующее и одновременно
звукопоглощающее кольцо из пористого материала с нулевой упругостью,
такой применяется для звуко- и теплоизоляции.
Сабвуфер Challenger MAX-Line 10WB LE. Этот в каталогах не ищите. В
данном случае LE имеет совсем узкий смысл: сабвуферные головки в этом
исполнении изготавливают на заказ специально и эксклюзивно для
Accent-Audio. Установлен в нише правого заднего крыла. Корпус —
закрытый, изготовлен по технологии «фанерный стелс», его объём около 16
л. Корпус прилегает к колёсной нише и место в багажнике не занимает.
В нише левого заднего крыла скрыт усилитель. Он установлен на
дюралевой несущей конструкции, прикреплённой к полу и боковине салона.
Легкая фальшпанель оставляет открытыми лишь рёбра радиатора охлаждения.
Под фальшполом багажника находится отсек с перегородками для полезных в дороге мелочей — функциональность должна быть полной.
Установка головного устройства потребовала некоторой
изобретательности. Оставшееся от штатной «головы» «почти двухдиновое»
посадочное место использовали для «Пионера» и навигатора Garmin Nuvi
2350LT. Рамку для этого не слишком традиционного сочетания компонентов
изготовили, разумеется, с помощью собственной скромной мышечной силы.
Рулевые кнопки подключили к головному устройству, USB-разъём от
головного устройства вывели в штатно предусмотренное место рядом с
прикуривателем. Рядом, на месте гнезда линейного входа, располагается
кнопка отключения навигатора — если в нём нет необходимости. А
включается он сам от ключа зажигания, от него же и выключается или
переходит на питание от встроенной батареи, тут у пользователя есть
выбор.
И, как говорят англичане, last but not least (последнее, но
важное) — соединительные кабели. Марка — известная, E.O.S., а
изготовитель — ещё более известный, Klotz. Межблочные кабели (балансные,
с двойной посеребрённой жилой) — Solo250SHSW. Акустические — Solo415BL,
две пары проводов в общей изоляции, очень удобны для двухполосной
акустики, для того и созданы.
Получилось и глазу приятно, и уху. Сдержанно, со вкусом,
функционально и бюджетно. Приложенная к «киянке» «собственная скромная
мышечная сила» дала результаты, скромные только на первый взгляд.
«Девяносто девятый» — это ещё и многоформатный USB-вход, для него теперь тоже можно найти штатное место
Однодиновый Pioneer и неформатный Garmin ужились в штатном двухдиновом гнезде
Фронтальная акустика разместилась «по штату»...
...пищалки — в «подзеркальниках...
...мидбасы — в дверях, хотя здесь не обошлось без технологических хитростей

Помимо виброизоляции и опорных колец рискованного цвета пришлось применить пористые кольца вокруг динамиков
В согласии с концепцией багажник семейного автомобиля сохранил семейные размеры

«Интегральный», а значит — единственный усилитель закреплён на алюминиевой раме в левом крыле
Над фальшпанелью выступают только рёбра радиатора

Сабвуфер снаряжен головкой Limited Edition. Не ищите её в каталогах, она — совсем limited...

Технология изготовления корпуса — «фанер-стелс», в умелых руках не менее эффективная, чем «стекло-стелс»
RTA
АЧХ системы начинается с мощного, но с довольно «плоской
кровлей» суббасового строения, это придаёт основательность всему нижнему
регистру. От суббаса к средним частотам АЧХ плавно снижается, с
некоторыми, правда, подробностями, и от 400 Гц до самого верха идёт уже
практически ровно. Услышанные невооружённым ухом претензии к нижней
середине, по моему предположению, вызваны существенным перепадом в
уровне давления на частотах 200 — 300 Гц, куда попадают основные тона
мужского, а иногда и женского голоса, и более высокими частотами, где
живут уже обертона. В целом же этот тот случай, когда неидеальная (на
взгляд) АЧХ производит крайне благоприятное (на слух) впечатление.
SQ
Честно говоря, не ожидал я от демонстративно несложной
системы столь впечатляющего результата. Хотя заранее настраивался на
хорошее — компоненты достойные, установлены с душой. Бас оказался
совершенно и безоговорочно передним, панорама — широкой и глубокой, без
перекосов и загибов. Центральный образ на месте и покидать его ни при
каких обстоятельствах не соглашается. Самое интересное, что и с высотой
сцены всё оказалось в порядке, хотя мидбасы стоят традиционно низко —
видимо, положение выправили умело выбранная частота раздела мидбаса и
пищалки и тщательная временная коррекция.
Тональный баланс не подкачал, хотя небольшое замечание к нижней
середине всё же нашлось — есть какая-то лёгкая шероховатость в голосе.
Зато и флейты, и скрипки — без нареканий, по ушам ни один инструмент не
ездит и по сцене не бегает, а это говорит о многом. Чуть-чуть не хватает
воздуха в прорисовке самых мелких деталей, но нельзя же требовать
невозможного (Pioneer здесь ни при чём, поверьте).
Макро- и микродинамика отличные. И на максимальной, и на средней
громкости звучание очень сбалансированное, слитное, с великолепной
прорисовкой деталей.
Источник: http://www.avtozvuk.com/az/2012/03/092.htm |