Москва: +7(925)332-38-85
autozaplg@yandex.ru
ГлавнаяРегистрацияВход Понедельник
26.10.2020
00:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Коаксиальная акустика [3]
Новинки коаксиальной акустики для автомобилей, способы установки, сравнение моделей.
Компонентная акустика [10]
Новинки компонентной акустики для автомобилей, способы установки, как правильно подобрать акустику, сравнение моделей.
Сабвуферы [25]
Как правильно подобрать и установить сабвуфер, анализ рынка сабвуферов, сравнение моделей разных производителей.
Усилители [15]
Как правильно подобрать автомобильный усилитель, новинки рынка, сравнение моделей разных производителей.
Автомагнитолы [3]
Статьи о видах и особенностях автомагнитол, как правильно подобрать магнитолу для Вашего авто, новинки и многое другое
Наш опрос
Как вы оцениваете качество автомобилей УАЗ?
Всего ответов: 126
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0





 Статьи, журналы 
Главная » Статьи » Автозвук » Компонентная акустика

Техническая культура

Focal Performance PS 165FX

Николай НЕСТЕРОВ

Так называются продукты земледелия, съесть которые нельзя (или не хочется), а польза в других применениях получается большая. Вот, например…

Вот, например, лён. Воспетый русско-советским фольклором, уважаемый портными (типа — костюмчик на лето) и водопроводчиками (сейчас лён подмотаем, всё будет как новое). Именно его вы видите перед собой на фотографии, которая точно где-то неподалёку. Серо-жёлтый цвет диффузору новейшей французской акустике придаёт именно он. Не ожидали, согласитесь (лучше согласитесь, ведь не поверим, что ожидали). Теперь, когда вы признались, в знак благодарности — всё по порядку: почему лён, откуда лён и зачем лён.

Аксиома №1 мидбасовой науки. Лучший материал для диффузора — сэндвич. С разными свойствами того, что сверху-снизу, и того, что в середине. Это, если мыслить широко, тот же принцип, по которому сделана двутавровая балка — полки сверху и снизу и тонкая стенка, единственное назначение которой — держать эти полки на расстоянии. Понятно объясняю, или нужна картинка? Не нужна, я думаю, такие балки нас окружают со всех сторон, и будь вместо них сплошные стальные дрыны, на всей планете не нашлось бы достаточно железа, а мосты обрушивались бы под собственной тяжестью.

Теперь представьте: вам надо сделать оболочку максимально жёсткой при минимальной массе. Если у вас в дипломе в графе «Специальность» написано «инженер-механик», а не «учёный агроном», как у выпускников сельхозинститутов, вы знаете, что делать: две тонкие оболочки из материала, наилучшим образом сопротивляющегося растяжению-сжатию, и что-нибудь максимально лёгкое между ними, чтобы держать на расстоянии, именно так при изгибе эти оболочки возьмут на себя самые привычные для них растягивающие силы.

К диффузору динамика предъявляются именно эти два требования: жёсткость и лёгкость, только в отличие от авиации, откуда сэндвичи пришли, добавляется третье — внутреннее демпфирование. Именно такое сочетание материалов в своё время было найдено инженерами-механиками Focal при разработке акустики K2Power (кевлар и акриловая пена) и Sanwich W (стеклопластик и акриловая пена). Задумывая новую серию акустики, инженеры решили обратиться… к учёным агрономам. И выяснили (наверняка с удивлением), что льняное волокно обладает свойствами, очень подходящими для использования в качестве сердечника сэндвичного диффузора.

Волокно это, как показали учёные агрономы в свои микроскопы — полое, поэтому и удельная (на единицу объёма, значит) масса, и коэффициент механического затухания у него как раз те, что нужны. А для внешних слоёв материальная база у «Фокала» была уже наготове: стеклопластик на основе мелкоструктурной ткани, при формовании конуса ткань одновременно пропитывается смолой, приобретает форму, заданную пресс-формой, и накрепко сцепляется с льняным наполнителем в середине оболочки.

Когда всё это выяснилось, свои пять сантимов в дискуссию внесли технологи, обнаружив, что заготовку сердечника сэндвича — эдакую циновку из непереплетённых льняных волокон, не надо предварительно формовать в виде конуса, как это приходится делать с вспененным акрилом. Там из-за этого диффузоры по одному собирает французская тётенька, которой — зарплату, пенсионные отчисления и профсоюзы, да и много ли она за смену так соберёт? Со льном может работать станок-автомат, которому электричество, софт и квалифицированное техобслуживание, и он сделает куда больше тётеньки…

Такова история появления акустики Focal серии Flax. Последнее слово и означает «лён» в виде волокна, ткань будет уже называться linen. Существуют две близкородственные модели серии Flax одинакового калибра 165 мм: PS 165F и PS 165FX. У нас в тесте сегодня вторая, она отличается более сложным кроссовером и наличием фазовыравнивающей пули в центре диффузора. В любом случае это — более интересно…

ЗВУЧАНИЕ

Систему для прослушивания собрали обычным образом: «домашний» CD проигрыватель Bryston BCD-1 и интегральный усилитель Bryston B100-SST. Традиционный комплект (Ж. Лусье, Луис Армстронг, джаз, симфоническая музыка) был дополнен Yello.

ОБЩЕЕ

Впечатление потрясающее, хотелось слушать и слушать — но коллеги в конце концов меня разогнали по всему помещению редакции. Комната для прослушивания одна, а меня, по их мнению, стало уже чересчур много…

Звучание очень комфортное, совершенно живое. Атмосфера живых записей передаётся бесподобно. Отличная локализация по ширине и глубине и фантастическая стереопанорама, уверенно выходящая за пределы стереобазы. У рояля Лусье каждую клавишу можно было показать пальцем, и размеров он был вполне правдоподобных.

Микродинамика восхитительна, слышен каждый шорох, каждое послезвучие, шелест клапанов духовых и щипок струны клавесина. Скрипки просто живые, причём во всём диапазоне громкостей — макродинамика тоже выдающаяся. Вокал очень чистый, детально проработанный и тонально точный. И сольные партии, и хор звучат очень натурально.

Тональный баланс в средней и верхней частях превосходный. Рабочий барабан, тарелочки-треугольнички, щёточки-брусочки — в общем, ударные и перкуссия замечательны. Если бы не несколько урезанный нижний регистр, тональный баланс был бы вообще безупречен. А так многое начинает слышаться по-другому: виолончели уменьшаются в размерах, а «Лето» Вивальди звучит беззаботно-оптимистически, без привычных предгрозовых мотивов.

Общее ощущение от комплекта великолепное, хотя следует признать его жанрово-ориентированным. Акустика, несомненно, аудиофильская, идеальна для «натуральных жанров» — джаза, симфонической музыки, особенно для камерных коллективов — лучший выбор и представить трудно. Но записи с выраженным басовым регистром подаются несколько упрощённо, там настоятельно рекомендуется басовая поддержка (впрочем, кому я это говорю).

МИДБАС

Резонанс хорошо задемпфирован, гудения нет, но и нижний бас только обозначен. Жёсткий диффузор к резонансам не склонен, даже на высокой подводимой мощности призвуков не обнаружено — специально проверялось в полной полосе частот. Кстати, без кроссовера динамик «вытягивает» довольно высоко, и не только по оси излучения.

Перегрузочная способность хорошая, передача пиков сигнала без проблем. Низкие частоты, плохо воспроизводимые динамиком, интермодуляцию не вызывают — проверено на записи с подчёркнутым низкочастотным регистром.

Изменение настроек кроссовера (flat и high) заметно сказывается на звучании верхней середины. По результатам измерений АЧХ изменения не такие и большие, но слышимый факт остаётся слышимым фактом. Для акустических фонограмм мне больше понравилось положение high, которое на самом деле даёт плоскую АЧХ. А для «синтетических» записей, пожалуй, больше подойдёт flat, с небольшим провальчиком вблизи частоты раздела с пищалкой.

Мидбас

• Диффузор из композитного сэндвича — два слоя тонкой стеклоткани с прослойкой из льняных волокон. Жёсткость на изгиб легко ощутить даже без сложных приборов

• В центре — фазовыравнивающая «пуля» диаметром 28 мм

• Подвес шириной 12 мм

• Центрирующая шайба текстильная с пропиткой, 5 гофров

• Корзина литая тонкостенная, 5 сдвоенных спиц, с антирезонансным покрытием. Четыре узких секторных прорези для крепления

• Звуковая катушка диаметром 30 мм, выводы частично приклеены к диффузору

• Магнит ферритовый диаметром 90 мм без кожуха

• Магнитопровод вентилируемый с проточкой, детали хромированы

• Клеммы-лопаточки шириной 2,5 и 5 мм заформованы в пластиковую обойму

• Решётка в комплекте

По конструкции мидбаса только один вопрос: крепёжные отверстия выполнены в виде секторных прорезей шириной всего 4 мм, сам фланец узкий, и стандартные шайбы под головки винтов умещаются на нём с трудом. К тому же четырёх винтов для крепления увесистого динамика в машине может быть и недостаточно.

Габариты: D165 мм х 90 мм (с решёткой)

Монтажная глубина: 78 мм

Монтажный диаметр: 143 мм

Кроссовер

• Схема оригинальная, с фантазией. Входы ФВЧ и ФНЧ раздельные, приспособлены для би-вайринга. В обычном режиме замыкаются П-образными перемычками. Все детали — высочайшего качества. Катушки без сердечников, конденсаторы плёночные

• ФВЧ пищалки — третьего порядка, с аттенюатором (0 и -3 дБ). Здесь никаких хитростей нет, классическая схема. Пищалка включается в обратной полярности, маркировка клемм сделана именно таким образом

• ФНЧ мидбаса — второго порядка, с ограничением минимума импеданса и переключением частоты среза. Частота и добротность изменяются одновременно (в цепь включается вся катушка или её часть). Положения переключателя обозначены flat и high. С учётом реальных условий установки и характеристик направленности динамиков эта коррекция может быть задействована в обоих или только в одном канале

Единственное, что, на мой взгляд, сделано не совсем удачно — чередующийся порядок выходных клемм (- пищалки, - мидбаса, + пищалки, + мидбаса). Логичнее было бы не перекрещивать провода, это нарушает привычный порядок вещей, а в открытых инсталляциях может повлиять на эстетику. Для доступа к переключателям нужно выкручивать винты, крепящие крышку корпуса — к счастью, их всего два.

ПИЩАЛКА

На прямом сигнале звучание исключительно детальное, не окрашенное, но громкое и яркое. Резонанс не прослушивается, да и с перегрузочной способностью всё в порядке. Никаких сиплых призвуков, сибилянты в норме. В дальней зоне лучшие результаты получились при установке аттенюатора в 0 дБ, а положение -3 дБ будет незаменимо в ближней зоне, когда звучание становится «сверхдетальным». В машине можно воспользоваться этим аттенюатором для выравнивания звуковой сцены — приглушить ближнюю пищалку и оставить «по нулям» дальнюю.

ВЧ-динамик

• Сетка съёмная с крупными отверстиями, изнутри в центре сетки фазовыравнивающее тело в виде «бочонка»

• Вогнутый алюминиевый чернёный купол диаметром 25 мм

• Выводы — гибкие проводники длиной 50 см

• В комплекте врезная чашка и косой корпус для установки на поверхность

• Крепление пищалки в корпусе — байонетное (поворотом), для этого на корпусе есть пазы, а в комплекте — специальный ключик

Габариты: ?40 мм х 20 мм

Монтажная глубина (в чашке): 18 мм

Монтажный диаметр (в чашке): 45 мм

  • Номинальный импеданс, Ом 4
  • Мощность RMS/максимальная (по данным изготовителя), Вт н/д
  • Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 89
  • Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ, 1 м), %
  • 100 — 300 Гц 0,72
  • 300 Гц — 3 кГц 0,316
  • 3 — 10 кГц 0,32
  • Параметры мидбасовой головки
  • Масса подвижной системы, г 12,2
  • Силовой фактор, Тл м 4,8
  • Fs, Гц 66,4
  • Vas, л 9,6
  • Qts 0,60

Начнём с того, что диффузор при очевидной жёсткости вышел действительно лёгким, такая масса встречается у «пятёрок», и нередко. А график этот — АЧХ системы в целом при фильтре НЧ в положении flat. Характеристика при этом получатся как раз не flat, а с провалом на 3,5 кГц, после чего идёт знаменитый взлёт фокаловского твитера, до 30 градусов вообще признаков направленности не показывающего.

Теперь переключатель в положении high. Осевая АЧХ выровнялась, как и угловая при 30 градусах, кривая для 50 градусов изменений претерпела мало. Здесь же приведены импедансные кривые для двух конфигураций причудливых фильтров.

АЧХ компонентов, включённых через свои фильтры кроссовера. Мидбас — в двух положениях ФНЧ, твитер — в двух положениях аттенюатора. Область совместной работы головок получилась очень узкой из-за крайне высокой крутизны спада обоих звеньев. Как будто фильтры стоят четвёртого порядка, не меньше.

А вот и фильтры. Никаких четвёртых порядков, второй и третий, реализованные, правда, безукоризненно: при переключении режима ФНЧ крутизна спада, как видите, не меняется совершенно.

АЧХ (и импеданс) «голого» мидбаса. Как у любого динамика с жёстким диффузором, осевая характеристика у него завершается мощным резонансным пиком (его следы видны даже на импедансной кривой). Фильтр НЧ, однако, сделан так, что от этого пика не остаётся и следа, а естественный спад АЧХ динамика суммируется со спадом ФНЧ самым эффективным образом.

То же для пищалки. ФВЧ аккуратно вырезает из её АЧХ полосу, где ВЧ-излучатель работает наилучшим образом: выше 4 кГц, что втрое выше резонансной частоты (ферродемпфирования, как видите, нет).

  • ЛИЧНОЕ ДЕЛО
  • ЧТО
  • Компонентная акустика 165 мм
  • КТО
  • Focal Performance PS165FX (серийный номер 0000001)
  • ПОЧЕМ
  • 12500 руб.
  • ЭТО — ПЛЮС
  • Смелые конструкторские решения
  • ЭТО — МИНУС
  • Слабоват бас. На фоне остального…
  • ОДНИМ СЛОВОМ...
  • Элитный сорт технической культуры
  • РЕЙТИНГ
  • Конструкция и исполнение 9
  • Частотная характеристика 9
  • Басовые возможности 7
  • Реальная чувствительность 9
  • Искажения 9
  • Звук 9
  • Итог 8,7

 



Источник: http://www.avtozvuk.com/az/2013/08/058.htm
Категория: Компонентная акустика | Добавил: daniil1974 (26.09.2013) | Автор: Николай НЕСТЕРОВ W
Просмотров: 312 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • $$$ для web-мастеров
  • Заработай на своем сайте!
  • Раскрутка вашего сайта
  • Продвижение сайта, дешево!
  • Реклама по цене от $0.004 за клик!

  •  



    Copyright Ignatov D.O. © 2020